Корабельный подъемник в Canal du Centre, Бельгия

Самое древнее устройство подъема кораблей – это сам человек.
Когда ему нужно было транспортировать товары или оружие через водоразделы или пороги, он просто поднимал челны или лодки на плечи и переносил их посредством простой мускульной силы.


Корабельный подъемник в Canal du Centre, Бельгия

Чем большим становился поток товаров, тем большими становились и размеры кораблей, тем изобретательней становился человек в создании устройств, с помощью которых он мог покорять природу, включая водные просторы.
Человек превратил реки и озера в водные артерии, заставил воду течь по искусственно вырытым каналам, предусмотрев в них шлюзы, чтобы сделать эти каналы проходимыми для судоходства.
Скорость транспортировки товаров всегда была той движущей силой, которая стимулировала поиск все новых и новых технических решений.

Во второй половине 19 века вершиной технического прогресса стали гидравлические корабельные подъемные механизмы, установленные на Центральном канале (Canal du Centre) в южнобельгийской провинции Эно.

С тех пор вот уже второй век многочисленные туристы с восторгом наблюдают, как корабли здесь «поднимаются по лестнице».
Сначала они заплывают в огромную ванну с водой, в то время, как вторая такая ванна до тех пор заполняется водой, пока ее масса не становится большей, чем вес первой ванны с кораблем, затем срабатывает механизм подъема.

Но перед этим участки каналов сверху и снизу закрываются воротами шлюзов, которые открываются лишь для входа и выхода корабля.
И тут начинается то, что неспециалисты называют чудом, а специалисты – водяной гидравликой: стоящий в ванне корабль с помощью стальных канатов без видимых усилий поднимается на высоту больше семнадцати метров.

Корабельный подъемник в Canal du Centre, Бельгия

То, что такие подъемники были сооружены именно в Южной Бельгии, неподалеку от старых промышленных центров Монс и Шарлерой, также вполне закономерно.
Эта холмистая местность известна своими богатыми залежами угля и железной руды.
И чтобы доставлять изделия местной промышленности во все уголки мира, необходимы были водные артерии до Северного моря и в сторону Атлантики.

Поэтому в период с 1992 по 1917 годы был сооружен Центральный канал, соединивший речные системы Мааса и Шельды.
За эти годы на канале были построены четыре корабельных подъемника, позволявших преодолеть почти 70-метровые перепады высот.
А время прохождения судов по каналу стало занимать лишь пять часов.

Когда канал проектировался, рассматривалось и альтернативное решение, предполагавшее строительство 17 шлюзов.
Но ввиду большого расхода воды и значительного времени их прохождения от такой идеи решили отказаться.

Но годы идут…
В начале 1980-х годов четыре исторических подъемника были признаны утратившими свое транспортное значение.

Корабельный подъемник в Canal du Centre, Бельгия

Современные корабли стали слишком большими и слишком тяжелыми, а пять часов вверх и вниз по каналу уже воспринимаются как целая вечность.
Поэтому совсем рядом возле старых сооружений был построен подъемник-гигант, который способен всего за несколько минут за один прием поднять или опустить на высоту в 73 даже самые тяжелые корабли.
Этот корабельный подъемник в Стрепи-Тье является на сегодняшний день крупнейшим в мире.
И сегодня в провинции Эно существует уникальная возможность наяву увидеть и сравнить историю техники и ее прогресс, глядя одновременно на старые и новые технические шедевры инженерной мысли.

______________
Мир подъемного оборудования
handlingeq.ru
Россия
® all rights reserved

Новости по теме